Проект был создан в сезоне 2000/2001, после того как в январе 2000г прошел первый чемпионат России  по фрирайду в Приэльбрусье. Он является одним из первых проектов в области внетрассового катания, который появился в нашей стране. До этого момента хоть много лет уже катались внетрасс, но никто это не называл фрирайдом, такого в обиходе термина просто не было, как и широких, лыж, лавинного оборудования, гидов и сегодняшней популярности. С этого момента фрирайд родился не только как спортивная дисциплина, но как вид катания лыжебордеров.

Идея появления проекта появилась после визита на чемпионат в 2000г ,,свадебного генерала,, чемпиона мира по фрирайду француза Антуа Литаги и проведения семинара под эгидой Всероссииской Ассоциации Горнолыжных Инструкторов.
В марте 2000 г. два инструктора по горным лыжам — В. Бритков и Г. Дубенецкий, решили организовать семинар, на котором все желающие могли бы покататься в группе единомышленников, получить представление о современной горнолыжной технике, а точнее — двух развивающихся направлений любительского катания — карвинг и фрирайд. Мне было предложено участвовать в работе семинара в Приэльбрусье.

Семинар должен был помочь любителям горных лыж, уже имеющим некоторый опыт и технические навыки произвести анализ и исправление ошибок в технике и освоить современные технические приемы карвинга, внетрассового катания и могула.

К этому времени я и мой друг Кирилл Анисимов имели около 20 лет опыта катания в различных снежных и погодных условиях в горных регионах от Приэльбрусья и Красной Поляны до Камчатки и стали призерами первого Чемпионата России по фрирайду.

Расскажу о том, как мы пришли к фрирайду и стали прорайдерами, то есть профессиональными лыжниками, имеющими контракт с коммерческой компанией, специализирующейся на поставках в Россию горнолыжного снаряжения.

Еще в детстве нас тянуло к целинному снегу. Я и Кирилл, в 12-13 лет имея по первому разряду, ушли из спортшколы. Нам всегда хотелось покататься где-нибудь в стороне от раскатанных трасс, и каждый раз, поднимаясь на подъемнике, мы разыскивали целину и потом расписывали ее, а при следующем подъеме на канатке разглядывали свои следы и по-детски хвастались друг перед другом кто «круче расписал». Нам все больше хотелось свободного или, как говорили тренеры, произвольного катания, а не однообразного заученного — по спортивной трассе. Большое спасибо тренерам Эдуарду Мурзаеву, Малику Шаваеву, которые часто устраивали импровизированные соревнования-догонялки, отпуская толпу «сорванцов» по трассе, которая с улюлюканьем, прыгая с бугров, неслась вниз, разгоняя туристов, с одной только целью — не отстать от первых.

С тех пор прошло много времени, многое изменилось, но неизменной осталась наша увлеченность горными лыжами. Мы катались для себя, брали с собой друзей. Иногда к нам на склоне подходили люди с просьбой покататься вместе. Им ставилось условие: не отставать, и никаких денег. Кто справлялся — становился нам другом, таких было немного. После первых соревнований по фрирайду в январе 2000 г., оказалось, что наше катание вне трасс называется фрирайд и уже давно существует в горнолыжном мире.

После соревнований спонсоры предложили нам заключить контракт — лыжи стали нашей профессией, а тема фрирайда стала развиваться в нашей стране.

Местом проведения первого семинара по фрирайду и карвингу было выбрано Приэльбрусье, а поскольку мы всё последнее время занимались внетрассовым катанием в этом районе, я с удовольствием принял приглашение участвовать в проекте, к которому впоследствии присоединился Кирилл Анисимов. Семинар прошел с некоторыми организационными накладками. Но стало ясно, что направление выбрано верное. Последующие успехи участников подтвердили, что практика катания с более технически подготовленными лыжниками, дает большой эффект для роста мастерства.

На следующий сезон мы с Кириллом решили организовать проект, на постоянной основе, включив в него краткий курс лавинной безопасности и спасательных работ. Проект мы назвали «Фрирайд с гидами».

Это название, по моему мнению, больше всего подходит к сути и целям программы, потому что склон — лучший помощник учителя.

Мы не помним, как нас учили кататься в детстве, просто мы катались, и само катание учило нас, сам снег и склон подсказывали, как лучше поставить ноги, руки, какую стойку принять. Интуитивно начинаешь ощущать, катишь ли ты с фаном или нет. Главное — поймать этот момент и не бояться отпустить лыжи. Можно много читать книг о технике катания, но лучшая учеба и путь к совершенствованию — это катание. Особенно — катание с более сильными лыжниками. Практика существования проекта это доказывает. Люди, достаточно давно катающиеся, а некоторые из них окончившие школу инструкторов, открывают для себя новые ощущения в катании. Конечно, не всегда получается кататься так, как Кирилл, но это и не обязательно. Главное — почувствовать и поймать свой стиль, который даст тебе свободу, не обязательно делать все так же как делают прорайдеры и гиды так как все мы катаемся по-разному, потому что мы все разные от природы, надо найти себя. Если ты почувствовал кайф, пройдя этот отрезок, прочувствовал полет и не устал, значит ты все сделал верно, шагнул вверх в познании и ощущении себя и природы.

Конечно, важно иметь хорошую базу, поучившись на начальном этапе у инструктора, но не надо останавливаться на достигнутом. Иногда видишь на склоне горнолыжника в современной экипировке, с рюкзаком и в шлеме, но не владеющего элементарной техникой катания, а считающего себя экстремалом и фрирайдером, и становится страшно, так как он может быть опасен не только для себя, но и для других, спускаясь, и не контролируя скорость и траекторию. Особенно опасны лыжники и сноубордисты, соблазнившиеся красивыми следами и склонами, решившие, что могут спускаться вне трасс, не представляющие себе местность и возможные препятствия в виде скал, узких крутых кулуаров, и лавинных участков. К сожалению, красивая реклама экстрима и захватывающие своей безбашенностью экстремальные ТВ программы искривляют правильное понимание экстремального катания, где надо учитывать все: и свою техническую и физическую подготовленность, и сложность рельефа, и погодные факторы.

Я считаю, что фрирайд — не экстрим, как думают многие, а просто свободный спуск (которому можно научиться), красивый гармоничный след на белоснежном склоне, картина природы, в которую вписался и ты.

СВАНЕТИЯ, ГРУЗИЯ, деревня Адиши (2017)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *